Чхат Пуджа – Сурйа Пуджа
1\2 ноября 2011
Чхат Пуджа (Сурйа
Шашти и Чхат Врата)— древний индийский праздник, посвященный Сурйе, Богу Солнца. Чхат Пуджа, отмечаемая в шестой титхи Шукла Пакши (светлая половина) месяца Картик (октябрь-ноябрь), особо
популярен в Бихаре, Мадхья-Прадеше и Уттар-Прадеше. Сурйа-Пуджа начинается до восхода Солнца и
совершается дважды в день в течении всех
дней празднования, на восходе и на закате Солнца. Верующие, совершив ритуальное омовение в
священных реках, приветствуют Солнце пением мантр и гимнов, молитвенно сложа руки. Участники церемонии поклонения предлагают
Сурйе подношения, включающие в себя сандаловую пасту, красную киноварь, рис и фрукты, молоко и воду,
зажженные лампады. Эти дары верующий держит на
специальном подносе, стоя по колено или по пояс в воде священной реки и
произнося молитву, трижды круговыми движениями рук предлагает Солнцу. Чхат Шашти длится четыре дня. Пост на Чхат Шашти
начинается на рассвете и прерывается только после вечерней пуджи Солнцу.
В течении празднования Чхат Шашти верующие поют или рецитируют Адитйа Хридайа Стотру.
Гайатри, и другие стотры посвящённые
воспеванию величия и славы Солнца.
Солнце было объектом поклонения почти во всех цивилизациях от начала
человеческого существования. Даже
племенные общины, существовавшие в
незапамятные времена по всему миру праздновали и поклонялись Солнцу как
олицетворению сущности сил природы и источнику жизненной энергии.
Возможно Чхат Пуджа и
пост, которым сопровождается этот праздник в течении четырёх праздничных дней, является
одним из самых благочестивых ритуалов
среди всех праздников индуизма.
Чхат Пуджа имеет
своей целью – выразить нашу
благодарность Солнцу за Его дары
жизни здесь на Земле. Поклонение
Солнцу было описано уже в самых ранних гимнах Рг Веды – одном из старейших писаний индуизма, в текстах Вед можно найти большое число мантр
и гимнов обращённых непосредственно к Солнцу.
Рг Веда гласит, что Солнце – душа вселенной и что Солнце контролирует всё живое и неживое в этом мире.
В Чхандогйа Упанишад Солнце именуется не
иначе как – Омкар – священный слог с которого началось всё материальное
творение. В Адитйа Хридайам, которая
упоминается в Рамайане, описана
ещё одна древняя практика почитания Солнца,
включающая в себя Сурйа Намаскар. Этот ритуал
приветствия Солнца, был преподан
Бхагавану Шри Рамачандре мудрецом
Агастьей перед началом решающей битвы с демоном Раваной. Этот эпизод описан в «Йудха Кханд» песнь 107
Рамайаны.
В Бхагават Гите (гл. 10 21.) Господь Кришна говорит:
adityanam aham vishnur |
jyotisam ravir amsuman ||
maricir marutam asmi |
nakshatranam aham sasi ||
Из Aдитьев Я - Вишну, среди светил - лучезарное Солнце, из Марутов Я - Маричи, а среди звезд Я - Луна.
|