Джанма Аштами День Явления Господа Кршны - 22
августа 2011
Господь Кршна, восьмая аватара Шри Вишну,
родился в Матхуре (штат Уттар-Прадеш недалеко от Дели) на Аштами титхи
Кришна Пакши (восьмой лунный день тёмной половины лунного месяца) в месяц Шравана,
Его родителями были Раджа
Васудева и Деваки Деви находившиеся в заточении в тюрьме и затем
Он был перенесён оттуда своим отцом
Васудевой в Нандаграм в дом Нанда Махараджа, где в последствии Он и был воспитан Деви
Яшодой и Раджа Нандой, как их сын. Значение рождения Господа Кришны в том,
чтобы избавить мир от зла и, в частности, чтобы убить своего дядю (по
материнской линии) жестокого демона Кансу. В соответствии с картой гороскопа
Шри Кршны - празднование Его
рождения должно происходить во время, когда
Солнце располагается в зодиакальном созвездии Льва и Луна в накшатре Рохини.
Расположение планет в момент рождения Шри Кршны
Господь Кршна родился
на восьмой день второй недели, в месяц Шравана, когда Луна вошла в зодиакальное
созвездие Вришабха (Телец) в накшатру
Рохини. Согласно системе Бархаспатйамана, нынешний месяц
Шравана соответствует месяцу Бхадрапада Kришнапакша той эпохи. Господь родился в год Вишвавасу , 5,227 лет назад.
Празднование в течении двух дней
Джанмаштами отмечают
в течении двух дней, так как "Рохини" накшатра и Aштами
титхи могут прийтись не один и тот же
день. Первый день известен, как
Kршнаштами то есть день рождения Бхагвана Шри Кршны и он приходится на восьмой день после дня Ракша Бандхан, который обычно приходится на август месяц. Второй
день празднеств известен, как Kaлаштами.
Причина воплощения
восьмой аватары Господа Шри Вишну
в образе Шри Кршны
Царь Матхуры
- Канса был очень жестоким тираном, чья тирания не щадила
никого, даже мудрецы были вынуждены нести на себе всё бремя этой жестокой
тирании деспота Кансы. Наконец Боги исчерпали всё своё терпение и уже не могли
спокойно взирать на мучения своих преданных
в царстве жестокого тирана, и во сне Канса услышал голос, возвестивший Ему, что Его царствованию придёт
конец, и что Он – Канса примет смерть от
восьмого ребёнка Его сестры – Деваки. Реакцией Кансы на это предостережение от
Богов, было то, что Он заточил в темницу свою сестру Деваки и её мужа Васудеву.
Деваки живя в
заточении в темнице родила шесть сыновей,
пятеро из которых были убиты злобным Кансой сразу же после их
рождения, а шестой сын Деваки был тайно взят второй женой Кансы и спрятан Ею от
злодея. Канса впал в неописуемую ярость.
Когда узнал. Что Деваки уже разрешилась от бремени, но новорожденный бесследно
исчез (этот ребёнок станет старшим братом Шри Кршны, Шри Баларамой аватарой
Шеша Нага). В ночь рождения седьмого ребёнка Деваки, Майа Деви(иллюзорная
энергия Господа) вышла из чрева Деваки,
как её дочь, и в тот момент, когда чудовищный Канса бросил младенца оземь в
надежде убить новорожденную, то майа Деви приняла свой истинный устрашающий
облик и громогласно возвестила, что злодей Канса не сможет остановить приход в мир восьмого
сына Деваки, и что Он в конце концов убьёт кансу и положит конец Его злодеяниям
(эта девочка впоследствии будет почитаться наряду со своими братьями в
Джаганнатха Пури, как Субхадра – сестра Кршны и Баларамы).
В ночь, когда родился восьмой сын Деваки, на тюремную стражу
пал крепкий сон, а тюремные двери и запоры отворились чудесным образом.
Воспользовавшись этой возможностью, Васудева выскользнул из тюрьмы, и унёс
новорожденного в безопасное место – соседнее царство, именуемое Гокул, которым правил Раджа Нанда. Чтобы
попасть в Гокул, Васудеве предстояло перейти реку Ямуну, ночью
разразилась неистовая буря, Ямуна ревела и вздымалась высокими волнами, но
когда Васудева пришёл на берег реки, то воды её расступились перед ним и волны
укротились, так Васудева беспрепятственно преодолел реку и принёс Кршну в
Гокул. Оставленый там Кршна будучи под защитой Раджа Нанды, рос любимым
ребёнком его супруги Яшоды. Нанду и Яшоду Кршна любит как своих родных отца и
мать. Так шли дни радости и безмятежности, Кршна рос. Но в один из дней слуха
Кансы достигли разговоры о том, что восьмой сын Деваки каким-то странным
образом избежал Его цепких когтей и живёт себе безмятежно в соседнем Гокуле.
Демоница Путана
Взбешённый такими новостями Канса, оправляет в Гокул демоницу и колдунью по
имени Путана, чтобы та убила маленького Кршну. Демоница приняв облик добропорядочной женщины,
Она отправляется в Гокул, проникает во дворец Нанды и под видом
кормилицы пытается погубить младенца
Кршну. Смазав свои соски смертельным ядом, Путана даёт Кршне свою отравленную
грудь и надеется таким образом исполнить волю злодея Кансы, убить невинное
дитя. Но аватар Господа Вишну, даже
будучи ребенком, прекрасно видел и понимал, кто предстал перед ним в облике доброй
и заботливой кормилицы, Кршна принимает отравленную грудь Путаны, и вместе с
отравленным молоком выпивает и самою жизнь из тела чудовищной демоницы. Почувтсвовав, что жизнь покидает Её, путана
взревела от боли и бешенства и рухнула
наземь приняв свои истинный
чудовищный облик. От того, что Кршна выпил отравленное молоко из груди Путаны,
Его светлая, изначально, кожа
приобрела тёмный оттенок.
Калийа Мардана и поднятие холма Говартхан
Кршна живёт в Гокуле.
Он приобрёл известность в округе, как воришка масла и проказник, но Он
расположил к себе сердца всех обитателей Гокула
своим весельем и игривостью.
Среди прочего, Он,
как говорят, будучи маленьким мальчиком поднял своим мизинцем холм Говартхан и
держал его семь дней, как зонтик, спасая от ливней и штормов всех обитателей
Гокула. Также Кршна укротил злого
ядовитого змея Калийу обитавшего в Ямуне и отравлявшего Её воды, и
причиняя тем великий вред и бедствия
жителям всех окрестностей реки. А будучи уже подростком Кршна пришёл в
Матхуру, где злодей Канса устроил турнил силачей и борцов. Кршна принял
участие в этом состязании и после того, как одержал верх над всеми
противниками, Он вызвал на поединок и
самого Кансу и одержав победу над злодеем Кршна убил Его.
Вот так и свершилось предсказанное, и
Канса пал от руки Кршны – восьмого сына Деваки.
Народ Матхуры был освобождён от тирании жестокого деспота Кансы. Также Кршна впоследствии играл роль
советника Пандавов, а во время войны
Махабхараты, Он был возничим Арджуны, одного из пяти братьев
Пандавов.
Празднование Джанма Аштами
Господь Кришна родился в полночь, поэтому празднование также
начинают в полночь. В это время чтецы
декламируют рассказы о рождении Шри Кршны, слушатели и все участники праздника
поклоняютяс Кршне в образе новорожденного младенца. Следующий день отмечается, как Дахикала
(кушанье из йогурта). В ознаменование того, что
маленький Шри Кршна в детстве
любил таскать масло и йогурт из соседских домов, то в этот день устраивают такую забаву – полный
глиняный горшок йогурта подвешивают на
верёвках, на достаточной высоте, а подростки и юноши встав друг другу на плечи и в виде такой
пирамиды должны дотянуться до этого горшка и попытаться разбить его под громкий
хор окружающих, кричащих и распевающих –
«Говинда, Говинда».
Кришна Джанмаштами отмечается на восьмой титхи Кршна-Пакши
(убывающая Луна) в течение месяца Шравана , когда Луна в накшатре Рохини. Индуистский религиозный календарь и лунные и титхи иногда
могут совпасть (соединиться) всего на несколько часов. Если это происходит, то Кршна Aштами иногда отмечается в последующие дни, в зависимости от местных или семейных традиций. Пост Кришны Аштами
начинается в Саптами титхи (седьмой день
убывающей луны), а затем в полночь начинается всеобщее пение в честь рождения Господа Кршны. В полночь, изображение маленького Господа Кршна купает, укладывают в
колыбель, и поклонялись Ему (как
правило, женщин) и по очереди качают Кршну в этой колыбели. Фестиваль знаменует всеобщая радость и ликование в честь рождения Шри Кршны, люди угощаются
деликатесами и разнообразнейшими угощениями и сладостями, сделанными из молока, йогурта, масла, которые
были одними из любимых лакомств маленького Кршны.
В Мумбаи и Пуне Джанма Aштами, известен как Дахи Ханди и
празднуется с огромным энтузиазмом.
Почти в каждом уголке города развешаны
большие глиняные горшки – Ханди, в которые положены призы и различные
сладкие угощения, эти горшки подвешивают на достаточную высоту и группы подростков и юношей взобравшись друг другу на плечи, должны
постараться с помощью длинной палки разбить такой Ханди, тогда содержимое горшка становится их законной
наградой и призом за ловкость.
|