Холи, индийский праздник красок
7/8 марта 2012 года Речь идет, собственно, о Новом годе по индуистскому
календарю. Как и многие древние народы, приверженцы этой религии встречают его
весной, когда пробуждается природа. А конкретнее — Холи наступает в полнолуние
весеннего месяца Пхалгуна, который приходится на февраль — март.
В Индии отмечают самый яркий, самый красочный весенний
праздник - Холи, Праздник Красок. Это индийский народный праздник в честь
прихода весны, празднование изгнания зла и возрождение жизни. Он отмечается в
течение 2 дней в полнолуние. По легенде в этот день погибла злая демоница Холика.
Спасение Прахлады
Как многолика, ярка и загадочна Индия, так же многолик и
Холи. В каждой области он «оформляется» по-особому. Пышнее всего праздник
проходит, пожалуй, на северо-западе, а скромнее всего — на юге. И даже на
вопрос о том, какому из множества богов прежде всего посвящен Холи, каждый
район страны дает свой ответ.
Самое
распространённое предание на эту
тему — история юноши по имени Прахлада, сына царя демонов Хираньякашипу.
Получилось так, что он отказался признать божественный статус своего отца и
стал поклоняться одному только Вишну. Разгневанный правитель поручил тетке
мальчика, чародейке Холике, сжечь непокорного. Она взошла с Прахладой на руках
на огромный костер и стала ждать, когда тот сгорит (сама Холика специальным
заклятием была ограждена от огня). Но Вишну услышал страстные мольбы своего
почитателя и не только сделал его нечувствительным к пламени, но и разрушил
защиту демоницы Холики. А после сам
спустился с небес на землю и убил непобедимого Хираньякашипу. Итак, в день Холи
многие индийцы приветствуют гибель Холики и спасение Прахлады. Соответственно в
ключевой момент праздника (кое-где он длится до двух недель) сжигается чучело
злой демоницы.
Там, где больше почитают Кришну, в частности близ города
Матхура в северном штате Уттар-Прадеш, где, как считается, он провел детство и
юность, Холи связывают именно с ним. Предания гласят, что юный непоседа очень
любил всяческие проказы. К примеру, поливал краской своих друзей-пастухов и
подруг-пастушек — гопи. А главную любимицу Радху осыпал порошком, чтобы
потемнела ее кожа (сам Кришна был черным).
На юге страны по случаю Холи вспоминают историю богини
страсти Рати, которой пришлось похоронить своего мужа — бога любви Каму. Озорной Кама
нацелил свой лук с пятью цветками-стрелами на аскета Шиву и отвлек его от
медитации. За это он был испепелен огнем, вышедшим из третьего глаза
могущественной «жертвы». Правда, позже Шива, уступив мольбам своей жены
Парвати, вернул Каме телесный облик. Вот в честь этого возвращения и устраивают
Холи.
Ну а помимо религиозных подоплек у этого праздника есть и
чисто практическая. Именно в это время в Индии начинают собирать урожай
пшеницы. В общем, все тут сплелось: Новый год, весеннее полнолуние,
сельскохозяйственные дела, слезы Рати, смех гопи.
Всеми цветами радуги
Конечно, готовиться к такому важному дню следует заранее,
точнее, еще с полнолуния предыдущего месяца магха (январь — февраль). Начиная с
него индийцы вдохновенно распевают специальные песни о Холи, где прославляется
победа Вишну, оплакивается смерть Камы и так далее. Северяне тогда же начинают
готовить и костер для сожжения сестры царя демонов — собирают дрова, хворост,
мусор, тряпки… Поклонники Кришны добавляют от себя шарики из коровьего навоза,
символизирующие участие стад Кришны в борьбе с Холикой.
Вообще костры на Холи жгутся повсеместно — просто чтобы
обозначить «смерть года». В пхалгунское полнолуние перед каждым домом роется
яма, куда складывают поленья и побег касторового боба-рецинника, или клещевины.
По старой традиции первым зажигал эту погребальную смесь возле своего дворца
раджа, и уже оттуда огонь разносили по простым жилищам. Теперь каждый
справляется сам, но обычай поджаривать на священном пламени и с аппетитом
поедать свеже собранные колосья пшеницы, конечно, остается.
Затем, уже после сожжения пресловутого чучела, начинается
самая веселая часть Холи — так называемая Рангпанчами, то есть рождение нового
года. Вот тут-то все и принимаются осыпать друг друга яркими цветными порошками
(гулаль) и поливают водой со специальными красителями. В деревнях для этой цели
делают брызгалки из подручных материалов (обычно из бамбуковых трубок). В
городах в ход идут игрушечные водяные пистолеты и мощные самодельные водометы,
которые в семьях передаются из поколения в поколение. «По уши» в краске
оказывается буквально все — дома, машины, люди. В воздухе висит и переливается
на солнце яркая пыль. Незнакомые встречные обсыпают друг друга цветной пудрой,
улицы превращаются в полотна импрессионистов. Красители специально замешиваются
так, чтобы легко смывались и чтобы никто ни на кого не обижался. В такой день
быть в обиде на кого бы то ни было — грех. Правда, есть шутники, которые
добавляют в цветную воду настоящий стойкий краситель, но это все же исключение.
Вот такие забавы
Итак, это самый демократический праздник в Индии. Там, где
весь год действуют строжайшие социальные законы, на Холи можно облить красным
костюм чиновника или толкнуть в лужу ученого брахмана. Впрочем, многие
представители высшей касты в этот день из дома практически не выходят, а в
семейном кругу поглощают ритуальные гудия — треугольные пирожки с творогом и
цукатами, испеченные в масле.
По крайней мере в следующие пару дней можно рассчитывать на
прием гостей или самому отправиться к знакомым, где попробовать непременно
сладкие блюда из молока, сахара и фруктов. Девушки ожидают ярких подарков, а
замужние дочери новых праздничных платьев. Но то, что после «огненной» ночи
ожидает улицы индийских городов, можно сравнить только ...да, в общем, ни с чем
другим, как с коллективным безумием.
Но что делают все, независимо от того, как провели
предыдущие часы, — это непременно моются вечером водой, разогретой на «огне
Холи». А смыв краску, одеваются в самые нарядные одежды и отправляются друг к
другу в гости — на праздничное угощение.
И уже с раннего утра десятки миллионов индийцев горстями
подбрасывают в воздух цветной порошок (чтобы вместе с ним рассеялись заботы
прошедшего года и пришли надежды на новый обильный урожай). Он подобен радужной
пыли, легко взлетающей из-под колес повозок и автомобилей, при каждом шаге
мягко оседающей на одежде, засыпающей ступени храмов и гладь водоемов. Его так
много, что становится трудно дышать. И именно он на веселом празднике Холи
неожиданным образом объединяет всю страну, цветным покрывалом опускаясь на ее
нищих и богачей, прокаженных и чиновников, на всю ее славу и беспомощность, на
все ее несколько сотен так и не слившихся в единый мир каст — «но каждый может
почувствовать себя частью единого целого». Еще воздух не успевает наполниться
порошком, как на украшенных цветочными гирляндами и блестящими тканями улицах
начинается всеобщее обливание подкрашенной пудрой «гулал» водой шести ярких
цветов — огненно-красного, зеленого, синего, желтого или серебристого. Цветным
становится все, кроме радостных белозубых улыбок — полицейские и чиновники,
громко визжащие от восторга дети и неосторожно объявившийся вне дома министр.
По улицам бродят всех мыслимых расцветок ошалелые коровы и розовые собаки.
Автомобили, кажется, раскрашивали пьяные авангардисты, а междугородние автобусы
похожи на передвижные цыганские цирки.
Когда-то водяным «нападениям» подвергались только люди —
сегодня обливается все, что вообще способно двигаться или шевелиться. А потому
нет спасения даже бедным домашним кошкам: дети вытаскивают их из самых
потаенных укрытий и щедро посыпают цветной пудрой — Холи вообще единственный в
году детский «праздник непослушания». Кроме того, отменяется всякое
чинопочитание: можно открыто, в глаза, критиковать жульничающих продавцов,
лживых политиков, вымазать бо-о-лышого начальника. И даже, о ужас, высказать
все, чего заслуживают жестокосердные снохи и мачехи. Но главное — это, конечно,
неотразимая затягивающая атмосфера всеобщей радости ликующей толпы посреди
шествий, парадов, как костер, вспыхивающих танцев. И спасения от всего этого
просто нет — если кому-то веселья показалось достаточно и он переулком тихо пытается убраться домой, у
него ничего не выйдет. «Снайперы» притаились за каждым деревом, на каждой
крыше; прятаться в храме — тоже бесполезно: в водяную феерию может поиграть и
монах. Причем в ход идет любое «оружие» — бамбуковые трубки и дешевые водяные
пистолеты, пластиковые канистры и древние водометы с дальностью действия в
десять метров.
На юге, в Мадрасе, еще и поют плач Рати о сожженном Шивой
Каме. При этом мужчины осыпают женщин непристойной бранью, чтобы «ритуально»
выразить отвращение, которое Шива (в своей аскетической ипостаси, разумеется)
питал к этому полу. Историки считают, что ругань эта еще и «напоминает»
индийцам о сложных отношениях местного населения с пришлыми кочевниками, которые
не раз наводняли полуостров, а плач, в свою очередь, отражает плач древних жен,
чьи мужья ушли покорять новые земли и не вернулись. Вообще же следующий день после сожжения Холики называется
дхувалд, от корня dhul — «пепел». В этот день многие индийцы бросаются друг в
друга уже не цветным порошком, а собственно пеплом и землей. Женщины бросают
золу в воду, символизируя этим презрение к демонице. Редкая из них выйдет из дома в это время, к
примеру, в Западной Индии. Нецензурной бранью дело не всегда ограничивается:
могут и крепко обнять без спроса. А вот маратхский народ, например, на дхувалд
занят более серьезными вещами: он поминает всех павших когда-либо в бою и до
изнеможения танцует вокруг костра с обнаженными мечами. В некоторых районах в
этот день богам приносится в жертву коза… В общем, единство Холи в его
разнообразии.
Основным обще-индийским центром празднования Холи считается
все та же Матхура. Здесь праздник продолжается очень много дней и собирает
паломников со всего субконтинента. Говорят, если повезет, они могут тут увидеть
Кришну в танце с пастушками на залитых лунным светом полях Вриндавана и услышать
волшебные звуки его флейты. Не правда ли, тут прослеживается параллель с
римскими сатурналиями и вообще с простыми и немудрящими «природными»
праздниками европейского язычества?
В некоторых традициях Холи можно даже найти параллели с
русскими обрядами, несмотря на то что этот праздник нам кажется далекой
экзотикой. Но ведь и древние славяне радостно встречали весну — обновление
жизни. И на Руси на праздник Масленицы, так же как в Индии, сжигали чучело —
символ зимы, молодежь водила хороводы, парни и девицы заигрывали друг с другом,
на ярмарках скоморохи разукрашивали лица. А русские куличи очень походили на
ритуальный кекс, без которого не обходится Холи. Недаром этнографы давно
установили наше коренное братство с индийцами.
В этот день в каждом городе проходят свои празднования,
повсеместно зажигают костры, символизирующие конец зимы и гибель злых духов. На
огне сжигают Холику, бросают плоды сезонного урожая - зерна, кокосы и т.д.
Наутро люди выходят на улицу, и начинается веселье – все обливают друг друга
подкрашенной водой красного, зеленого, желтого, синего и черного цвета и
кидаются цветными порошками. Пузырьки с красками в праздник бросают даже в
стекла проезжающих машин.
Фестиваль красок – очень древний праздник. Раньше Холи
именовался Холика. Так звали легендарную сестру короля демонов, который получил
в дар от Брахмы неуязвимость – он не мог быть убит «ни днем, ночью; ни в доме,
ни снаружи его; ни на земле, ни на небе; ни человеком, ни животным». В
результате он так возгордился, что возомнил себя хозяином Вселенной. Однако сын
короля демонов Прахлад чтил Вишну, за что отец на него разгневался и даже
предпринял несколько неудачных попыток убийства. Наконец, он приказал своей
сестре Холике посадить Прахлада на колени и забраться вместе с ним на костер.
Огонь не должен был причинить Холике вреда, поскольку она была накрыта
магической шалью, предохранявшей владельца от пламени. Однако вышло так, что
шаль защитила именно Прахлада (который предусмотрительно помолился Вишну), а
злая Холика сгорела дотла. Именно это событие стало поводом для Праздника
Красок, хотя многие люди считают, что Холи – это праздник посвященный богу
любви Камадэве, чей лук, согласно традиционной индуистской иконографии, сделан
из сахарного тростника, стрелы - из стеблей цветов, а тетива состоит из роя
жужжащих пчел.
А в северном Матхуре и соседнем с ним городе Бриндаван —
легендарной родине Кришны — на праздник Холи собираются тысячи его поклонников
со всего мира. И широкие ступени храмов превращаются в феерические
«танцплощадки», на которых днями напролет поют, валяются в розовых лужах и
танцуют последователи коварного любвеобильного бога. Но неожиданно, на
следующий день после полнолуния, в 16 часов по местному времени, словно по
взмаху рук породивших праздник демонов и богов, веселье заканчивается. Улицы
пустеют, усталые и довольные жители идут смывать с себя разноцветье весны. И
вода очень быстро унесет прочь великий праздник — начинается лето, начинаются
дни труда и ожидания. Может быть, они принесут темно-синий цвет дождевых туч,
подобный цвету кожи легендарного Кришны. А если народ вообще «гулял по
правилам», возможно, скоро придут и долгожданные живительные муссоны...
Нравится |