Четверг
23.05.2019
15:04
Music Box
Кнопка
yogaradio - ведическая музыка, relax музыка, ведические лекции
Йога-Радио
Архив Записей
Skype
Аквариум Тегов
Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Баннер-Медитейшн
Портал Медитации - события Медитации, Йоги и Саморазвития
Соц-Сети
Карусели
Алиса...
Счётчики,Метрики
Яндекс.Метрика
Погоды

AstroJyoti Servis

Главная » 2013 » Август » 11 » О Подлинности Брихат Парашара Хора Шастры
19:34
О Подлинности Брихат Парашара Хора Шастры

О Подлинности Брихат Парашара Хора Шастры

Сэмюэль Спирстра (Шьямасундара Дас)

Copyright 2009

Часть 4

[Эта статья впервые появилась в июле -  августе 2009 года, в Астрологическом  электронном журнале, Бангалор.]


Путаница, возникшая из-за материалов из  "Джаимини" в современной Брихат Парашара Хора Шастре.

Ранее уже говорилось о том, что вставки материала из астрологии Джаимини  в современный текст  БПХШ,  были сделаны кем-то, кто не правильно понимал Джаймини Сутры. Теперь я хотел бы, кратко остановиться на этой теме.


Мой  Джаимини джйотиш гуру, Шримана  Ирангати рангачарья, переводчик и комментатор Джаимини  Сутрамритам с более чем 40 летним опытом работы в системе астрологии Джаймини, прямо сказал мне строго игнорировать все, так называемые материалы Джаимини  обнаруженные в современном тексте  БПХШ, потому что это просто приведет к путанице и противоречиям. Одного из примеров должно быть достаточно, чтобы увидеть,  в какую трясину можно угодить в конечном итоге, если не принят этого предостережения.


Аргала, как это определено в  традиции Джаимини в соответствии с древними комментариями,  может быть применена только  к  определенной планете, которая  получает определенный статус  в силу очень четких критериев. Я перечисляю их в порядке возрастания их важности (Джаимини, 1995 стр. 12):


  1. Планета, аспектующая  Джанма  Лагну.
  2. Планета, которая аспектирует как Джанма Лагну, так и  7-й дом от неё.
  3. Хозяин знака занятого Луной, аспектирующий Джанма Лагну или знак Луны. Эта планета получает статус  Кевала.
  4. Хозяин знака занятого Луной, аспектирующий Джанма Лагну и знак Луны. Эта планета получает статус – Йогада.
  5. Планета аспектирующая  Джанма  Лагну в Раши и Навамша  Лагну в карте Навамши или Лагну в карте Дрекканы. Эта планета также получает статус – Йогада.
  6. Планета аспектирующая  Джанма  Лагну в Раши и Навамше Лагну в карте Навамши  и Лагну в карте Дрекканы. Эта планета также получает статус – Йогада.

 

Раху и Кету не могут аспектировать планеты в этой схеме. Аспекты в строгом соответствии с системой Джаимини.

В 1-м, 5-м и 6-м пунктах вместо Джанма Лагны может быть использован 5-й или 9-й дома,  однако применять это следует последовательно, под этим подразумевается, что не следует смешивать вместе например 5-й дом в Раши, а 9-й дом в Навамше.  Это должен быть либо только 5-й дом, либо только 9-й дом в обеих этих картах.


Таким образом, согласно классической школе астрологии  Джаимини  - аргалы  могут быть применены только  к той планете, которую Шриман Ирангати Рангачарья называет - "аспектирующей планетой". Тогда как в так называемых "методах Джаимини " встречающихся в современном  тексте   БПХШ, аргалы применяется без разбора как ко всем планетам, так и ко всем домам.


Однако если я начну вдаваться в дальнейшие сравнения между фактическими техниками астрологии Джаймини и тем, что находится под видом астрологии Джаймини в современном тексте БПХШ, то это выйдет далеко за рамки  данной статьи. В связи со всем вышеизложенным мне вспоминается один примечательный эпизод – один весьма старый и очень уважаемый астролог  в Индии, который смешивал эти две астрологические системы (Джаймини и Парашара)в моей с ним конфиденциальной беседе  сказал мне, что  он изучал систему астрологии Джаймини более 20 лет и обнаружил, что  эта система полна противоречий и путаницы, он также посетовал на то, что:  «Я потратил 20 лет своей жизни изучению астрологии Джаимини. "


Что уж тогда говорить о путанице, которая возникает, если вы смешиваете методы реальной астрологии Джаймини с тем, что  представлено в  виде астрологии Джаймини в тексте БПХШ? И ещё большая путаница возникает, если изучающий систему Парашары начинает смешивать это с методами Джаймини без всякого разбора.  Постскриптум Шастри предупреждает: «Если изучающий текст Парашары не будет осторожен,  и станет  смешивать две системы, то в итоге он столкнётся с противоречиями и путаницей". (Джаимини, 2006, стр. I)

 

Как-то раз  Шриман Ирангати  Рангачарья в шуточной форме проиллюстрировал мне  эффект  от такого смешения систем и техник Джаимини и Парашары. Жил-был человек  говорящий на языке телугу,  который также знал и санскрит. В один прекрасный день ему довелось участвовать в научной дискуссии на тему санскрита. В какой-то момент дискуссии правильный ответ на вопрос был "лошадь". Этот человек был так взволнован, что, когда он ответил на вопрос, то перепутал  санскритские слова со словами на телугу . На санскрите  лошадь обозначается словом « ашва», на языке телугу это слово – «гурру» , а его ответ прозвучал как – «гашва»  которое не было ни телегу ни санскрит и естественно, что он проиграл в этой дискуссии. Так Ирагнгати Рангачарья в анекдотичной форме дал мне понять, что нечто подобное происходит всякий раз при смешивании методов систем Джаймини и Парашары.  Замечу  еще раз, что  такие тексты, как и Уттара Kaламритa  и Джатака Таттва, авторы которых пробовали смешать две эти  системы, но при этом  заняв  очень консервативный подход  - и взяв из Джаймини  только (Арудху и Атмакараку), то есть только то, что может быть легко ассимилировано в систему Парашары и ничего более  (как например аспекты Джаимини) которые явно противоречат принципам Парашары.

Я лишь слегка коснулся самых наиболее очевидных вставок, но их в тексте БПХШ намного больше, но как я уже упоминал – это уже выходит за рамки данной статьи.

 

Что, собственно, от оригинальной Брихат Парашара Хора Шастры может быть в современном варианте текста?

(Для этого мы использовали издание Sagar Publication в качестве опорного текста.)

Ниже приведен далеко  не исчерпывающий подход  к этому вопросу, а  только введение в дальнейшее исследование данной проблемы. Поэтому то, что последует вслед за этим должно быть скорректировано и уточнены с более пристальным вниманием.

Части в современном тексте БПХШ, которые могут принадлежать к  оригинальному (первоначальному) тексту:

  1. Первые главы (1-2), описывающие  творение Вселенной и воплощения Господа Кршны.
  2. Разделы, касающиеся основных характеристик Грах, Раши, Бхав и Шодашаварг; главы 3, 4, 7, 8, 13-25
  3. Сложный математический анализ положения планет  и расчёты Шадбалы, Вимшопака, Ишта Кашта и т. д.; главы 28-30.
  4. Различные классы Авастх для определения влияния планет, глава 47.
  5. Эффекты хозяев домов в разных домах; Глава 26.
  6. Йога Kaраки; Глава 36. и , Maраки; Глава 46.
  7. Aйурдайа; Глава 45.
  8. Aштакаварга; главы 68-74. Но посмотрите, мой дальнейший комментарий по этой теме.
  9. Системы Уду Даша (на основе накшатр). Хотя Вараха Михира и Кальяна Варма оба признают значимость Мула Даша, а не Уду Даша, тем не менее  это не является проблемой, так как они ограничиваются только одной система Даша в то время как Парашара дает много таких систем. Также мы знаем, что система Уду Даша намного старше времени  Вараха Михиры потому что  Сатьячарья, которым восхищается  Вараха Михира  и широко цитирует его в своих работах, использовал систему Вимшоттари. А Притьюяса – сын Вараха Михиры хотя и описывает мула Даша, но также включает в свою Хора Сару главу с описанием коротких Уду Даша. Тем не менее описание Раши Даша в тексте БПХШ  могут оказаться позднейшими вставками из Джаймини.
  10. В разделе, посвященном йогам планет; главы 37-44, возможно, что некоторые описания взяты из оригинального  текста Парашары но и там, кажется,  имеются позднейшие вставки методов Джаймини, которые ставят под сомнение источник этого материала в тексте.

 

Является ли современная Брихат Парашара Хора Шастра бесполезной?

Означает ли тот факт, что существуют  вставки в современном тексте БПХШ, что этот текст  бесполезен? Нет, это не означает, что  текст совершенно бесполезен. Однако, следует быть очень осторожным, чтобы отделить реальное послание Парашары от позднейших вставок. Также могут быть и другие методы описанные в тексте БПХШ – например Сударшана Чакра, которые могут  относиться или не относиться к оригинальному тексту БПХШ, но при этом они могут быть ченными инструментами,  и они просто должны быть проверены, а не приняты вслепую.


Существовала реальная БПХШ, но мы не знаем точно, что именно он содержал и об этом можно только догадываться, и попытаться восстановить его содержимое путем изучения работ более поздних авторов, таких как Сатьячарья, Явана, Вараха Михира, Притьюяса и Кальяна Варма, кото рые действительно видели подлинную БПХШ.  Другие авторы,такие как Венкатеша  Дикшита автор Сарвартха Чинтамани и Вайдьянатха Дикшита автор Джатаки Париджата также могут быть полезны в данном поиске.  Реальная БПХШ либо утеряна, покрыта  наслоениями  инородного материала или скрыта где-то в библиотеках рукописных книг.


Существуют миллионы  не каталогизированных рукописей на пальмовых листьях гниющие в различных местах в Индии.  Мне вспоминается один эпизод - однажды, когда я ехал в Тамил Наду из Шри Рангам к Тиру-Коттиюр, мы остановились в одном из многих почти пустынный древних храмов. Там я наткнулся на довольно большую комнату под замком, стены которого были сделаны из толстой проволочной сетки, внутри комнаты было что-то вроде огромной кучи мусора. При ближайшем рассмотрении я с ужасом увидел, что это на самом деле  не мусор, а десятки тысяч рукописей на пальмовых листьях разрозненных и сваленных в беспорядочную массу. Кто знает, какие сокровища знаний и мудрости  содержались  в этой горе из пальмовых листьев? Их удел быть со временем съеденными крысами или полчищами насекомых. Но хочется надеяться, что находясь под замком,  они не окажутся в костре. Суть этого случая в том, что в Индии существует множество таких мест, где сокровища древних знаний лежат забытые и обречённые на сгнивание.


Прамана

Единственное, что необходимо тщательно отметить в отношении современных изданий текста БПХШ это то, что она не может быть использована в качестве прамана (доказательство) в любом обсуждении методов джйотиша,  в качестве древнего авторитетного источника. В 1987-88 годах, когда я работал с MATRIX Software  для создания первого профессионального  программного обеспечения ориентированного на джйотиш, я обнаружил, что есть разница в том, как была рассчитана  аштакаварга в  тексте современного издания БПХШ и в Брихат Джатаке у Вараха Михиры. Я (ошибочно), предполагал, что  современная БПХШ была старше Брихат Джатаки, следовательно приоритетность алгоритма аштакаварги приводимая в БПХШ мне казалась самоочевидной.  Однако сейчас  я бы взял  мнение Брихат Джатаки, как имеющее приоритет над современным текстом БПХШ. Тот же принцип должен быть применён  в случае возникновения любых противоречий между современной БПХШ и фактическими древними текстами. Если противоречие существует  то , скорее всего, я бы дал больше предпочтение другому классическому тексту, нежели  современной БПХШ.


Заключение

Сегодня то, что  представлено публике, как  БПХШ, безусловно, не является оригинальным древним текстом. В нём существует важный,  основной материал, который  может являться  частью оригинального текста БПХШ.  Должна быть проделана большая работа  путём сопсотавления ранних текстов джйотиша до 1500 г. с тем чтоб содержится в современном тексте БПХШ, чтобы выяснить, что в нём является подлинным, а что позднейшими наслоениями вставками. Методы Джаймини, неравнодомная домификация и т. д. вставлены в современный текст.  Использование этого текста требует особого внимания, особенно при его цитировании в качестве прамана.


Литература:

Jaimini. (1995). Jaimini Sutramritam A Classic in Vedic Astrology (I. Rangacarya, Trans. Second ed.). New Delhi: Sagar Publications.

Jaimini. (2006). Jaimini Sutram (Complete) (P. S. Sastri, Trans. Revised ed.). New Delhi: Ranjan Publications.

Kalidasa. (2005). Uttara Kalamrta (P. S. Sastri, Trans.). New Delhi: Ranjan Publications.

Kalyanraman, V. (2007). Indian Astrology an Appraisal (First ed.). Nagercoil, India: CHB Publications.

Mahadeva. Jataka Tattvam. (Sastri, V. S. Trans). Bangalore: Sastri, V. Subramanya, 1941.

Mihira, V. (1986). Brihat Jataka (B. S. Rao, Trans. Fifth ed.). Bangalore: IBH Prakashana.

Nambudiri, V. (1991). Prasna Marga (B. V. Raman, Trans. second ed. Vol. 1). Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Pvt. LTD.

Ojha, G. K. (1972). Predictive Astrology of the Hindus. Gurgaon: Srhi Gopesh Kumar Pratishthan.

Parasara. (1984). Brihat Parasara Hora Sastra (R. Santhanam, Trans. First ed. Vol. 1). New Delhi: Ranjan Publications.

Parasara. (1994). Brhat Parasara Hora Sastra (G. C. Sharma, Trans. First ed. Vol. 1). New Delhi: Sagar Publications.

Pingree. A Descriptive Catalogue of the Sanskrit and Other Indian Manuscripts of the Chandra Shum Shere Collection in the Bodleian Library (Jyotihsastra, Part 1): Oxford University Press, 1984.

Shastri, A. M. (1969). India as Seen in The Brhatsamhita of

Varahamihira (First ed.). Delhi: Motilal Banarsidass.

 

Послесловие переводчика

Ссылка на "Парашару" у  Вараха Михиры вероятно, не имеет отношения к автору БПХ (как она называлась до 20-го века, когда она "приобрела" "Ш"  - Шастра).  Его ссылка на цитату о – «… циклы Меркурия», пассаж,  которого мы  не  найдём в  нынешнем тексте БПХ.  Имя  Парашара было вовсе не редкостью в классическом санскрите.  Пингри упоминает автора с таким именем, чьи работы были связаны с нимиттой или небесными предзнаменованиями, это, вероятно, и есть то лицо,  на которое  ссылается Михира  Вараха.

Старейший из ныне обнаруженных манускриптов БПХ, на самом деле не столь древний и восходит к 17 веку н.э. , согласитесь, что это разительное отличие от Брихат Джатаки, старейший из ныне доступных манускриптом которой относится к  9-10 века н.э. (хранится в Королевской библиотеке Непала).  Перечень глав БПХ приведённый в работе Пингри (Jyotisastra ) на основе старейшего манускрипта БПХ имеет лишь незначительное сходство с любой из нынешних (издаваемых) версий текста БПХ. Этот старейший манускрипт БПХ представляет из себя текст из смеси поэзии и прозы, в то время. Как все известные публикации текста БПХ все до единой представляют из себя текст  записанный в стихотворном метре ануштубх.  Кроме того,  старейший  из ныне известных манускриптов БПХ состоит всего лишь из 60 глав, тогда как ныне публикуемые варианты БПХ могут содержать и до 90 глав или даже более (и все публикации  отличаются одна от другой  и в порядке следования глав и их нумерации). Опубликованные  в прошлом и нынешнем веках  тексты БПХ  все до единого написаны  в форме диалога,  но данная форма построения текста характерна лишь для части самого старейшего текста манускрипта БПХ. Сторонники версии о древности нынешнего текста БПХ часто приводят в качестве доказательства его древности именно – построение текста в стихотворном метре ануштубх, но этот аргумент не выдерживает критики.  Хотя  метр ануштубх и был действительно общим  метром Рг Веды, но этот метр  был в употреблении вплоть до окончательного исчезновения и смерти санскрита, как разговорного языка. В любом случае вряд ли первоначальный текст БПХ был составлен исключительно в метре ануштубх: текст,  который включает в себя сложные существительные, характерные для классического санскрита, и ни одного глагола в форме аорист.  В ведическом санскрите существительные склоняются отдельно, а не компонуются и составляются, и форма глагола – аорист является очень распространённой формой характерной для ведического санскрита.  Для того чтобы  написать текст на ведическом санскрите нужно было бы добавить несколько слогов в каждой строке с отдельным склонением или аористам, следовательно аргумент сторонников древности текста – основанный на ануштубх(е) – не состоятелен.

Кроме того, ранние авторы, такие как Притьюяса (600 гг н.э.) и Кальяна Вармана (800гг н.э), не говорят в своих работах  о Парашаре вообще. Его работа упоминается Maнтрешварой, в основном в связи с системой Вимшоттари Даша, но Maнтрешварa  датируется примерно 1500 гг н.э.

Знаменитое обращение к Ганеше, которым начинаются современные опубликованные версии текста БПХ - не найдены в самых ранних  манускриптах этого текста. Основные ссылки на  божеств  индуистского пантеона в оригинале можно найти только в главах, посвященных «экзотическим» методам прогнозирования, таким как  Сударшана Чакра, Чара Даша,  Калачакра  Даша,  и все эти главы  написаны в форме диалога между Шивой и Парвати, что свидетельствует о тантрическом происхождении этих  частей текста. Если даты приводимые Пингри для  БПХ  в какой-либо мере правильны (650-750 гг н.э.), то это  прежде всего говорит о северо-западе Индии в качестве места происхождения этих частей текста БПХ и  о традиции Kaулика Тантры в качестве основного влияния на автора писавшего этот текст. Глава о воплощениях Вишну, представляется позднейшей вставкой  19-го или даже 20-го века, с целью придания тексту более  причёсанного, «канонического» внешнего вида.

Однако следует отметить, что несмотря на то. Что БПХ была весьма серьёзно запутана или даже искажена, но она по прежнему имеет очень большое значение для исследователей традиции джйотиша. В ней мы можем проследить, как джйотиш отходит от эллинистических влияний Удджайна, и становится всё более индийским.  К авторам БПХ (потому, что в тексте чётко прослеживается участие нескольких авторов) можно отнести введение системы  Даша на основе накшатр, что тем самым  дистанцирует  джйотиш от влияния эллинистической системы Явана Джатаки и Вараха Михиры и возвращает его в лоно традиционных, местных индийских астрологических традиций, то есть к его корням, которые со временем сформировали парадигму для создания и окончательного оформления  систем управителей времени в Индии. Именно авторам текста БПХ мы сейчас обязаны  созданием арсенала систем Даша.

Источник http://shyamasundaradasa.com/jyotish/resources/articles/bphs.html


Перевод осуществлён - Алие Атмаханбек, в рамках проекта AstroJyoti Servis 

Нравится
Просмотров: 1272 | Добавил: Vedagya | Теги: Хора Шастра, Парашара Хора, Parashara Rshi, Парашара, BPHS, Hora Shastra | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]