Санджай Ратх Варуна (санскр. वरुण varuṇa) Бог воды и и водной стихии, Ему всегда поклонялись в форме Калаша (сосуд для воды) с джала биджей व (vaṁ). Когда сутки были разделены на две половины (хора) тем самым породив дневное и ночное время в мире, то управлять этими частями суток были поставлены двое из Адитьев: Индра (день, Солнце, Дакшинайана) и Варуна [1] (ночь, Луна, Уттарайана). Оба эти божества также являются хранителями восточной и западной четвертей Вселенной, и представляют восход и заход Солнца, которые делят сутки на Хора (половина). Варуна соответствует темной (ночь) половине неба и представляет 'Тёмное Солнце"(Солнце в ночном небе под горизонтом), так как Оно путешествует с запада на восток в течение ночи. Таким образом, Варуна - Адитья (сын Адити). Он является владыкой небесного океана, который проявляется ночью со сверкающими в нём звездами. В Риг-Веде оба они - и Митра и Варуна, классифицируются одновременно, и как "Асура" [2], и как "Дева"[3]. Очевидно то, что существует две классификации божеств: (А) Сура или Асура - на основе их дневного и ночного проявления, и (Б) Дева и Ракшаса - на основе просвещения (обучения) или темноты (невежества). Варуна и Митра связаны с Адитьями, так как от них обоих зависит принцип принятия решений и содержание клятв(соглашений), Оба они олицетворяю - договоры (Митра) и справедливость/правосудие (Варуна). Как Асура Адитья (ночное божество) Варуна в основном занимается моральными вопросами, осуществляя жёсткий контроль за деятельностью живых существ - в частности ночные дела, а также социальная активность. Он является персонификацией владыки ṛta(порядок) и ему подвласно Kāla(время), которые должны следовать за беспорядком(хаосом) - Nirṛti. Варуна - высший хранитель порядка и в своей руке Он держит аркан для того чтобы ловить им нарушителей порядка и закона, которых Он затем бросает в "клетки из глины"(перерождение в физическом теле), Он - Бог закона природы и божественной справедливости. Риг Веда и Атхарваведа описывают, как Варуна всеведущ, как Он ловит лжецов своим арканом.Эта Его сила проявляется через Сатабхиша Накшатру, деватой которой является Варуна, и которая будучи 24-й по счёту накшатрой, связана с зодиакальным знаком Рыб. Звезды тысячами своих глаз наблюдают (подобно неусыпным шпионам) за каждым движением и действием людей. Звездочеты, астрономы и астрологи, в сущности являются верными поклонниками и преданными Варуны, которого представляет 12-й дом в картах Прашны или знак рыб в естественном гороскопе.В Накшатрах содержатся космическое записи карм всех созданий, и ничто не ускользает от глаз Варуны. Кармы которые удерживают и затмевают разум живых существ подобно незримым поводкам или ошейникам, это грахи (от grahaṇa - затмение). Варуна, как лунное (nakṣatra) Божество, описывается как тот кто обладает жёлтым цветом лица, Он облачён в золотые доспехи и в руке Он держит петлю (или аркан) сделанную из змей. Варуна ездит верхом на морском чудовище по имени Макара. Так как Варуна связан с закатом Солнца на западном горизонте, то во многих отношениях Он считается большим поклонником Господа Шивы, так как непосредственно связан с ритуалом произнесения Рудра Гайатри. Поклонению Шри Соманатху, самый высокий Джйотирлинга Господа Шивы, всегда предшествует поклонения Варуна в образе ритуального сосуда со святой водой. Как и Посейдон из греческой мифологии, Варуна владыка мировых вод и Ему принадлежит водная биджа व (vaṁ), Он олицетворение универсальной панацеи. В своих ежедневных молитвах инициированные (двиджа) всегда поклоняются Варуне во оставление грехов(как и Шиве).
[1] इन्द्रावरुणयोरहं सम्राजोरव आ वृणे। ता नो मृळातदृशे॥ १।१७।१ indrāvaruṇayorahaṁ samrājorava ā vṛṇe| tā no mṛḻātaīdṛśe || RV 1-17-1
[2] सम्राजा उग्रा वृषभा दिवस् पती पृथिव्या मित्रावरुणा विचर्षणी। चित्रेभिरभ्रैर् उप तिष्ठथो रवं द्यां वर्षयथो असुरस्य मायया॥ ५-६३-३ samrājā ugrā vṛṣabhā divas patī pṛthivyā mitrāvaruṇā vicarṣaṇī | citrebhirabhrair upa tiṣṭhatho ravaṁ dyāṁ varṣayatho asurasya māyayā || RV 5-63-3
[3] इयं देव पुरोहितिर्युवभ्यां यज्ञेषु मित्रावरुणावकारि। विश्वानि दुर्गा पिपृतं तिरो नो यूयं पात॥ ७-६०-१२ iyaṁ deva purohitiryuvabhyāṁ yajñeṣu mitrāvaruṇāvakāri | viśvāni durgā pipṛtaṁ tiro no yūyaṁ pāta || RV 7-60-12 |